Российский союз автостраховщиков (РСА) с 1 апреля 2020 года изменил коэффициент «бонус-малус» (КБМ) для всех водителей, который оказывает влияние на стоимость полиса ОСАГО. Впервые расчет КБМ определятся за календарный год, а не за год действия полиса, при этом для многих водителей полисы стали дешевле.
Что такое КБМ и изменения в нем
Бонус-малус — это система тарифных коэффициентов, которые применяются для расчета страховой премии в зависимости от аварийной истории водителя. На значение коэффициента влияет количество ДТП, совершенных водителем по своей вине в течение года, и варьируется от 0,5 до 2,45. Для тех, кто за несколько лет не попадал в ДТП, назначается минимальная стоимость страховки, а водителям с большим количеством аварий полис ОСАГО обойдется практически в пять раз дороже.
Центробанк еще два года назад собирался сильно изменить принцип расчета коэффициента бонус-малус. Но в итоге было принято более мягкое решение: рассчитывать КБМ не в период действия полиса, а на каждый календарный год, и привязывать его значение не к автомобилю, а к водителю. Это помогло исправить множество недостатков старой системы.
Первое - у водителя в базе данных РСА могло быть несколько КБМ, если он был вписан в разные полисы ОСАГО на несколько машин. Второе - когда водитель совершал ДТП на автомобиле с полисом без ограничения допущенных к управлению лиц, то такое ДТП не влияло на его личный коэффициент. Третье - при смене автомобиля водитель терял скидку за безаварийность, если прежде ездил по полису без ограничений. Четвертое — накопленный КБМ уничтожался, если водитель в течение года не оформлял новый договор ОСАГО. С одной стороны это давало возможность аварийным водителям обнулять свой коэффициент, а с другой — лишало законной скидки тех, кто не садился за руль больше года.
Что представляет собой новая система сейчас
Новая система позволит избежать удвоения КБМ и проблем при оформлении полиса, если у водителя были какие-нибудь ДТП. Сейчас один и тот же коэффициент действует в течение года независимо от происходящих аварий. Больше всего жалоб страховщики получали именно на неправильный расчет КБМ. У человека могло быть несколько коэффициентов, потому что он мог быть вписан в несколько полисов. В итоге его КБМ мог меняться в течение года.
Новая система КБМ закрепляет страховую историю за водителем, которая не обнуляется в случае перерыва в вождении: все накопленные скидки или повышающие коэффициенты будут сохраняться.
Изменения стоимости полиса
По данным РСА, после пересчета и чистки двойных коэффициентов КБМ число водителей, получивших скидку на ОСАГО, выросло на 5%, то есть большинство водителей сейчас платят меньше стандартной цены полиса. Модернизация расчетов осуществлена для удобства автовладельцев.
Страховщики согласны с тем, что в среднем стоимость полиса снизилась довольно заметно, причем помимо перерасчетов КБМ на нее повлияло и прошлогоднее изменение тарифного коридора базовых ставок на 20% вверх и вниз, что позволило страховщикам давать больше скидок.