Классификация моторных масел по вязкости (SAE)
Одними из основных свойств моторного масла являются его вязкость и зависимость от температуры в широком диапазоне.
Эта классификация подразделяет моторные масла 17 классов от 0W до 60: 8 зимних (0W, 2,5W, 5W, 7,5W, 10W, 15W, 20W, 25W) и 9 летних (2, 5, 7,5, 10, 20, 30, 40, 50, 60) классов вязкости.
Буква W после цифры означает, что масло приспособлено к работе при низкой температуре (Winter — зима). Для этих масел кроме минимальной вязкости при 100 °C дополнительно дается температурный предел прокачиваемости масла в холодных условиях.
Для всесезонного масла — сдвоенный номер. Первый — вязкость при отрицательной температуре. Второй — вязкость при плюсовой температуре.
Показатели низкотемпературной вязкости:
0W — используется при температуре до −35° С
5W — используется при температуре до −30° С
10W — используется при температуре до −25° С
15W — используется при температуре до −20° С
20W — используется при температуре до −15° С
Таблица вязкости масла по SAE
Класс по SAE
|
Вязкость низкотемпературная
|
Вязкость высокотемпературная
|
Проворачивание
|
Прокачиваемость
|
Вязкость, мм2/с при t = 100 °C
|
Min вязкость HTHS, мПа·с при t = 150 °C и скорости сдвига 106 с−1
|
Max вязкость, мПа·с, при температуре, °С
|
Min
|
Max
|
0W
|
6200 при −35 °С
|
60000 при −40 °C
|
3,8
|
-
|
-
|
5W
|
6600 при −30 °С
|
60000 при −35 °С
|
3,8
|
-
|
-
|
10W
|
7000 при −25 °С
|
60000 при −30 °С
|
4,1
|
-
|
-
|
15W
|
7000 при −20 °С
|
60000 при −25 °С
|
5,6
|
-
|
-
|
20W
|
9500 при −15 °С
|
60000 при −20 °С
|
5,6
|
-
|
-
|
25W
|
13000 при −10 °С
|
60000 при −15 °С
|
9,2
|
-
|
-
|
20
|
-
|
-
|
5,6
|
< 9,3
|
2,6
|
30
|
-
|
-
|
9,3
|
< 12,5
|
2,9
|
40
|
-
|
-
|
12,5
|
< 16,3
|
3,5 (0W-40; 5W-40;10W-40)
|
40
|
-
|
-
|
12,5
|
< 16,3
|
3,7 (15W-40; 20W-40; 25W-40)
|
50
|
-
|
-
|
16,3
|
< 21,9
|
3,7
|
60
|
-
|
-
|
21,9
|
< 26,1
|
3,7
|
Эксплуатационные категории масел по классификации API
Категория
|
Текущий статус
|
Область применения
|
SA
|
Не поддерживается
|
Чистое минеральное масло без присадок;
Неприменимо для большинства двигателей, выпущенных после 1930-х годов.
|
SB
|
Не поддерживается
|
Неприменимо для большинства двигателей, выпущенных после 1951 года.
|
SС
|
Не поддерживается
|
Неприменимо для большинства двигателей, выпущенных после 1967 года.
|
SD
|
Не поддерживается
|
Неприменимо для большинства двигателей, выпущенных после 1971 года.
|
SE
|
Не поддерживается
|
Неприменимо для большинства двигателей, выпущенных после 1979 года.
|
SF
|
Не поддерживается
|
Неприменимо для большинства двигателей, выпущенных после 1988 года.
|
SG
|
Не поддерживается
|
Неприменимо для большинства двигателей, выпущенных после 1993 года.
|
SH
|
Не поддерживается
|
Неприменимо для большинства двигателей, выпущенных после 1996 года.
|
SJ
|
Актуальная
|
Для двигателей автомобилей, выпущенных не позднее 2001 года.
|
SL
|
Актуальная
|
Для двигателей автомобилей, выпущенных не позднее 2004 года.
|
SM
|
Актуальная
|
Для двигателей автомобилей, выпущенных не позднее 2010 года.
|
SN
|
Актуальная
|
Введена с октября 2010 года.
|
Категории моторных масел по стандарту ILSAC
- GF-1 — введена в 1992 году, соответствует одновременно API SH и требованиям к энергосбережению EC-II. В настоящее время является нижним пределом требований к маслам для американских и японских автомобилей.
- GF-2 — введена в 1996 году, соответствует API SJ и EC-II. Снижено содержание фосфора, повышены требования к работе масла при низких температурах, а также выпадению осадка и пенообразованию при высоких температурах.
- GF-3 — соответствует API SL и EC-II, предусматривает более жёсткие требования по совместимости с каталитическими нейтрализаторами и прочим экологическим оборудованием.
- GF-4 — соответствует API SM, но с более жёсткими требованиями по энергосбережению.
- GF-5 — введена в 2010 году, предусматривает, в частности, более жёсткие требования по совместимости с двигателями, работающими на биоэтаноле.
- GF-6 — будет введена около 2018 года для специальных маловязких энергосберегающих масел.
Классификация моторных масел по стандарту ACEA (ACEA 2016 European Oil Sequences for Service-fill Oils)
A/B: масла для бензиновых и дизельных двигателей:
- ACEA A1/B1: энергосберегающие масла с особо низкой вязкостью, могут быть использованы только при наличии прямого допуска производителя двигателя; категория отменена с 2016 года.
- ACEA A3/B3: масла для бензиновых и дизельных двигателей легковых автомобилей и лёгких грузовиков, работающих в тяжёлых условиях и с увеличенным интервалом между заменами масла.
- ACEA A3/B4: масла для бензиновых и дизельных двигателей легковых автомобилей и лёгких грузовиков, работающих с увеличенным интервалом между заменами масла, превосходящие по своим характеристикам масла, соответствующие категории A3/B3
- ACEA A5/B5: маловязкие масла с вязкостью HTHS между 2,9 и 3,5 мПа·с, могут быть неприменимы в двигателях определённых моделей.
C: масла с повышенной совместимостью с каталитическими нейтрализаторами (малозольные масла):
- ACEA C1: совместимые с каталитическими нейтрализаторами масла для современных двигателей с любыми типами систем снижения выбросов в атмосферу, включая дизели с непосредственным впрыском, допускающих использование маловязких масел с вязкостью HTHS не ниже 2,9 мПа·с; наиболее низкое содержание присадок, при сгорании образующих вредную для каталитических нейтрализаторов сульфатную золу (SAPS — Sulphated Ash, Phosphorus and Sulphur, «сульфатная зола, фосфор и сера»).
- ACEA C2: совместимые с каталитическими нейтрализаторами масла для современных двигателей с любыми типами систем снижения выбросов в атмосферу, включая дизели с непосредственным впрыском, допускающих использование маловязких масел с вязкостью HTHS не ниже 2,9 мПа·с; среднее содержание SAPS.
- ACEA C3: совместимые с каталитическими нейтрализаторами масла для современных двигателей с любыми типами систем снижения выбросов в атмосферу, включая дизели с непосредственным впрыском, допускающих использование маловязких масел с вязкостью HTHS не ниже 3,5 мПа·с; среднее содержание SAPS.
- ACEA C4: совместимые с каталитическими нейтрализаторами масла для современных двигателей с любыми типами систем снижения выбросов в атмосферу, включая дизели с непосредственным впрыском, допускающих использование маловязких масел с вязкостью HTHS не ниже 3,5 мПа·с; низкое содержание SAPS.
- ACEA C5: совместимые с каталитическими нейтрализаторами масла для современных двигателей с любыми типами систем снижения выбросов в атмосферу, включая дизели с непосредственным впрыском, допускающих использование маловязких масел с вязкостью HTHS не ниже 2,6 мПа·с; среднее содержание SAPS.
E: дизельные масла для тяжёлых условий эксплуатации:
- ACEA E4: масла, предоставляющие исключительно высокую степень защиты от образования отложений на поршнях, износа, образования сажи и с высокой стабильностью смазывающих свойств. Рекомендованы для дизельных двигателей экологических стандартов Euro I, Euro II, Euro III, Euro IV и Euro V, работающих в очень тяжёлых условиях, с очень большим интервалом между заменой масла. Подходят для двигателей без сажевых фильтров, некоторых двигателей с системой рециркуляции отработанных газов (EGR) и некоторых двигателей с системой снижения выбросов оксидов азота (SCR).
- ACEA E6: масла, предоставляющие исключительно высокую степень защиты от образования отложений на поршнях, износа, образования сажи и с высокой стабильностью смазывающих свойств. Рекомендованы для дизельных двигателей экологических стандартов Euro I, Euro II, Euro III, Euro IV и Euro V, работающих в очень тяжёлых условиях, с очень большим интервалом между заменой масла. Подходят для двигателей с EGR, двигателей с сажевым фильтром или без него, а также двигателей с SCR. Настоятельно рекомендуются для двигателей с сажевым фильтром, а также работающих на топливах с пониженным содержанием серы.
- ACEA E7: масла, предоставляющие достаточно высокую степень защиты от образования отложений на поршнях и износа зеркала цилиндра, а также исключительно высокую степень защиты от износа, образования сажи, с высокой стабильностью смазывающих свойств. Рекомендованы для дизельных двигателей экологических стандартов Euro I, Euro II, Euro III, Euro IV и Euro V, работающих в тяжёлых условиях, с большим интервалом между заменой масла. Подходят для двигателей без сажевого фильтра, большинства двигателей с EGR и большинства двигателей с SCR.
- ACEA E9: масла, предоставляющие достаточно высокую степень защиты от образования отложений на поршнях и износа зеркала цилиндра, а также исключительно высокую степень защиты от износа, образования сажи, с высокой стабильностью смазывающих свойств. Рекомендованы для дизельных двигателей экологических стандартов Euro I, Euro II, Euro III, Euro IV и Euro V, работающих в тяжёлых условиях, с большим интервалом между заменой масла. Подходят для двигателей с сажевым фильтром и без него, большинства двигателей с EGR и большинства двигателей с SCR. Настоятельно рекомендуются для двигателей с сажевым фильтром и работающих на топливах с пониженным содержанием серы.